ikadell: (касательно текста)
ikadell ([personal profile] ikadell) wrote2012-03-04 12:13 am

В порядке трепа

Вчера [livejournal.com profile] glowfer спросил у себя: скажите, а как вы понимаете фразу "уничижение паче гордости"? Ведь "паче" означает "больше", то есть, я правильно понимаю: есть такое уничижение, которое грех почище гордыни, потому что не взаправду?

И тут я подумал о Честертоне - в смысле, насчет отца Брауна.

Как известно есть два способа донести до читателя мысль о том, что герой обладает неким качеством. Во-первых, это можно заявить: постоянно повторять слово, качество обозначающее, по его адресу, как от автора, так и вкладывая в уста произвольным персонажам в качестве common knowledge (пример - "благородный" капитан Блад у Сабатини: к середине книги читатель выучит, что Блад=благородный или бросит роман). Во-вторых, это можно продемонстрировать: описывать ситуации, в которых человек это качество проявляет, и предоставить читателю делать выводы. Понятно, что второй метод требует изрядно больше хлопот и мастерства, чем первый.

Честертон, ничтоже сумняшеся, методы соединяет. Он берет сколько-то прилагательных вроде "скромный", "смиренный", "неловкий", "небольшой", "круглоголовый", "низенький", "толстенький", сколько-то существительных "толстячок", "человечек", "коротышка-священник" и варьирует их, кладя щедрыми мазками поверх основы. Но нас-то в первую очередь основа и интересует, так что посмотрим на модус операнди, очищенный от комментариев.

Примеров изрядно, но возьмем рассказ, которым открываются большинство сборников: "Сапфировый крест" (пересказывать отказываюсь, и так все читали).

Отец Браун везет "из Эссекса в Лондон серебряный, украшенный сапфирами крест — драгоценную реликвию, которую покажут иностранному клиру".
Что в этой ситуации делает человек смиренный, богобоязненный, навидавшийся горя мирского, "человек, который все время слушает о грехах, и должен хоть немного знать мирское зло"? Он покупает билет на поезд, сидит тихо, как мышь, не вступая в разговоры, добирается до лондонского епископа, сдает крест, выдыхает, и идет в храм благодарить Господа за помощь. Так?
Что делает святая простота, священник, ходящий по облакам, во всяком видящий брата? Может ли он проболтаться про реликвию случайному попутчику, может ли поверить кому попало - да запросто. Но с таким обычно под руку ходят ангелы, и как-то так получается, что он из-за своей рассеянности опоздает на поезд и не окажется в одном вагоне с легендарным Фламбо, и благополучно доберется со своей ношею до епископа, а ангелы будут сидеть в пивной с чувством выполненного долга. Целые жития на эту тему написаны.

Что же делает наш герой? Он бросает преступнику вызов. Везя реликвию, которая, вообще говоря, не его, он "простодушно до глупости объяснял всем и каждому, что должен держать ухо востро, потому что везет «настоящую серебряную вещь с синими камушками»" - он же ловит Фламбо на живца! "Заподозрив" Фламбо он, в людном городе, вместо того, чтобы избавиться от подозрительного попутчика, просто уйдя, ну или на худой конец, подойти к полисмену, со словами: "сэр, я везу драгоценность, проводите меня до епископа, а то тут пристают всякие" - патер Браун схватывается с Фламбо, попутно оставляя следы для сыщика.
"Я не причинял большого вреда — облил супом стену, рассыпал яблоки, разбил окно" - как вы думаете, это говорит преступник-социопат, или смиренный священник? Это что, его окно или его стена? За окно он хоть заплатил (из чужого кармана, прошу заметить!) - а за стену нет. А крест он оставил в пакете какой-то торговке с наказом переслать в Вестминстер. А если она забудет? А в почте потеряется? Зачем вообще он это делает, если его не прет от происходящего? Я, смиренный священник, изловлю прославленного преступника - ведь это и есть уничижение, которое паче гордости, имя которому - ханжество (хотя гордости там тоже хватает). Не потому ли отец Браун так хорошо вычисляет преступления, в основе которых лежат гордыня и социопатия?

Так думал я. А потом пришла [livejournal.com profile] sciuro, которая читала Честертона давно и все забыла, выслушала мои сбивчивые рассуждения, и сказала: "Знаешь, мне кажется, этот твой отец Браун просто мерисью".

И тут я просветлился. Слушайте, он ведь и правда мерисью, а? Особенно в поздних рассказах типа "мистера Кана"...

[identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com 2012-03-04 05:50 am (UTC)(link)
Спасибо, читал-читал и обнаружил новое для себя слово - эту самую Мэри Сью, полез искать, что же это такое, отыскал мем и встал вровень с теми, кто давно уж знает.

[identity profile] marusja.livejournal.com 2012-03-04 05:50 am (UTC)(link)
>Не потому ли отец Браун так хорошо вычисляет преступления, в основе которых лежат гордыня и социопатия?


Я тоже читала давно и всё забыла, но, кажется, он в каком-то рассказе объясняет суть своего метода как-то похоже - мол, что он все эти преступления совершал сам (в воображении, конечно).

[identity profile] tal-gilas.livejournal.com 2012-03-04 05:51 am (UTC)(link)
Не согласен. Какой же он мерисью...

[identity profile] dvornyagka.livejournal.com 2012-03-04 05:58 am (UTC)(link)
Да-да, мне тоже первым делом вспомнился именно этот эпизод.

А про мэри-сью -- то ли я плохо понимаю термин, то ли он мне ее все же не напоминает :)

[identity profile] aywen.livejournal.com 2012-03-04 06:10 am (UTC)(link)
"Унижение паче гордости", которое у Достоевского - это когда человек со звериной серьезностью считает себя самым несчастным в мире Карлсоном самым ничтожным из ничтожных. А патер Браун пользуется тем, что он так выглядит. Он играет.

Это, что ли?

[identity profile] Алексей Орлов (from livejournal.com) 2012-03-04 06:14 am (UTC)(link)
http://lurkmore.to/%D0%9C%D1%8D%D1%80%D0%B8_%D0%A1%D1%8C%D1%8E
Не могу, однако, сказать, что много понял и встал вровень. А уничижение паче гордости - дело таки да, простое. Гордыня - грех рефлексивный, спасибо христианской традиции. Или рекурсивный.

[identity profile] thaere.livejournal.com 2012-03-04 07:20 am (UTC)(link)
Марти Сью — Холмс.
Браун не похож потому, что автор почти всегда всё-таки честно показывает, из чего он делает выводы.
Автор подыгрывает в сочетаниях, но иначе написать детектив трудно.
Кроме того, есть ряд случаев, где Браун отчётливо опаздывает что-либо предотвратить, хотя и намерен. Вообще, ряд случаев можно рассмотреть как категорически неудачи; в том числе и с крестом, по описанной выше причине: опасно рискует не своим, что бы он сделал, если бы сыщик был на каплю менее талантлив?

[identity profile] faddeeva.livejournal.com 2012-03-04 08:08 am (UTC)(link)
А что еще надо было делать? Крест к моменту прихода детектива был спасен, а Фламбо славился кражами, а не бессмысленными убийствами.

[identity profile] cat mucius (from livejournal.com) 2012-03-04 08:15 am (UTC)(link)
Честно говоря, в большинстве рассказов о Брауне логику искать вообще не след - они в гораздо большей степени, на мой взгляд, написаны ради прочтения заключительной морали.

[identity profile] thaere.livejournal.com 2012-03-04 09:06 am (UTC)(link)
Там сам Браун говорит, что Фламбо теоретически мог бы применить и более грязные трюки — другое дело, что сам Фламбо действительно не опускался до такого.

Вообще, в дальнейших рассказах Браун ведёт себя совершенно иначе. И, как правило, вообще не выдаёт преступника полиции, даже так, косвенно.

[identity profile] thaere.livejournal.com 2012-03-04 09:08 am (UTC)(link)
В ряде случаев там мораль может быть дана и в начале, и в середине :) А без рассказа она бы смотрелась невзрачно.

[identity profile] cat mucius (from livejournal.com) 2012-03-04 09:15 am (UTC)(link)
А без рассказа она бы смотрелась невзрачно.

Ну да, в этом всё и дело.

[identity profile] fivestep.livejournal.com 2012-03-04 09:16 am (UTC)(link)
Возможно Честертон более интересен, я тоже читал давно, но сейчас подозреваю, что эпитеты про отеца Брауна описывают каким он (должен) кажется окружающим. На самом деле святой отец откровенно троллит гражданское население пользуясь своей безнаказанностью. Такое поведение я наблюдал у духовного сана там где к нему ещё есть уважение.

Придётся пойти перечитать.

[identity profile] angels-chinese.livejournal.com 2012-03-04 09:30 am (UTC)(link)
Вовсе нет. Патер Браун - хомо луденс. Я согласен с одним из ораторов насчет звериной серьезности, но чтобы играть - нужно верить, и патер Браун верит (что самому Честертону, в общем, удавалось не всегда - я имею в виду, избегать звериной серьезности).

Re: Это, что ли?

[identity profile] Алексей Орлов (from livejournal.com) 2012-03-04 11:27 am (UTC)(link)
Я правильно понимаю, что Хэмингуэй, например, в своих романах есть как раз аватар Мэрисьи? Вывод самостоятельный, в меру способности обобщать.

[identity profile] lemura.livejournal.com 2012-03-04 01:39 pm (UTC)(link)
Мне кажется, что отец Браун не столько хочет быть тем самым смиренным священником, который хочет изловить прославленного преступника, сколько хочет спасти душу этого преступника. Так что он фактически создает ситуацию, демонстрирующую "на каждую силу есть сила, на каждую хитрость - хитрость". Он искренне радуется, что Фламбо не пал еще слишком низко (""Well, I did think you'd know the Spots," said Father Brown, agreeably surprised. "Oh, you can't have gone so very wrong yet!"). Он не крест спасает, не "серебряную штучку с камушками", он хочет спасти душу (Честертон все же был, насколько я помню, новообращенным католиком, рвение неофита и пр. Но я могу ошибаться), за которую когда-то Иисус пошел на крест.
Впрочем, я не христианка, я просто пытаюсь представить себе логику за книгой.
Мне тоже казалось странным, что он кому-то вообще говорит про крест - но я считала, что это просто потому, что отец Браун, при всей его наблюдательности - человек рассеянный и не от мира сего. Он знает мир, но ему не принадлежит.
Честертон, конечно, "подыгрывает" своему сыщику - но это в любой детективной истории так, без этого детектив, по-моему, не напишешь. Но тогда и Холмс Мэри Сью, и Пуаро с мисс Марпл, и Перри Мейсон. Кстати, я сейчас подумала, что пренебрежение "проходными" персонажами тоже может быть таким свойством жанра: отец Браун стену супом облил, Холмс, чтоб проникнуть в дом Милвертона, под фальшивым именем к девушке посватался (и получил согласие, кстати), Пуаро время от времени свидетелей использует для ловли на живца (или это все же мисс Марпл была?), Перри Мейсон регулярно куда-то вламывается без разрешения...
"Как в «Трех мушкетерах» — гвардейцы кардинала валяются штабелями, но никому не портят настроения… «Они все были плохие», как сказал бы брат Михаил."(с) Они все были маловажными персонажами :)
Хотя будь отец Браун живым человеком - его поведение выглядело бы, как минимум, странно.

[identity profile] ikadell.livejournal.com 2012-03-04 04:40 pm (UTC)(link)
да, конечно:) Но помнишь рассказ "Сломанная шпага", где Фламбо пытается продумать то же самое, и у него, грубо говоря,не хватает испорченности догадаться, как все было? А у отца Брауна, раз за разом, хватает...

[identity profile] ikadell.livejournal.com 2012-03-04 04:42 pm (UTC)(link)
Это конечно. Но мне кажется, у Честертона этот самый патер еще и сколько-то персонифицированный католицизм в Англии: маленький, невзрачный, "брюква" итд, и при этом точно знает как надо, кто бы мог подумать..

[identity profile] ikadell.livejournal.com 2012-03-04 04:43 pm (UTC)(link)
Мне кажется, ты слишком глубоко копаешь.
Я согласен с Cat Mucius (см. выше) насчет морали - и с [livejournal.com profile] thaere: без рассказа эта мысль смотрелась бы невзрачно..

[identity profile] ikadell.livejournal.com 2012-03-04 04:52 pm (UTC)(link)
Не кажется ли Вам, что ключевое отличие Холмса и Пуаро (которым платят) и мисс Марпл, которая задаром и на интерес, от отца Брауна в том, что первые трое - частные детективы, а четвертый - священнослужитель?
Может ли священнослужитель раскрыть преступление? В общем, да, Вильгельм из Баскавиллы, например: по поручению аббата, имея соответствующее задание и логику.

Разве поручали патеру Брауну изловить Фламбо? Ему велено было, как сказано в источнике, доставить в Лондон крест, все остальное - его решение. А если бы он решил спасать душу, а не сдать его полиции, он не оставлял бы следы для Валантэна, а поговорил на Лугу с Фламбо по душам.

Во многих других рассказах он куда-нибудь заявляется, действительно, с идеей разобраться, и помочь человеку, а полиции его не сдает. Но такие детективы есть и про Холмса ("Голубой карбункул"), и про Пуаро ("Восточный экспресс") - насчет мисс Марпл не скажу, но тут я не текстолог.

А то, что его поведение выглядело бы странно для живого человека, и кажется мне основным доводом на тему того, что он мерисью - только вместо того, чтобы побеждать войска мановением нежного мизинца, он наставляет на путь истинный, вопреки психологии, соединяет любящие сердца, вопреки логике, и, вечно близоруко щурясь, замечает вещи, которые ускользают от взглядов остальных.

Re: Это, что ли?

[identity profile] ikadell.livejournal.com 2012-03-04 04:53 pm (UTC)(link)
Не думаю. Почему вдруг?

[identity profile] ikadell.livejournal.com 2012-03-04 04:54 pm (UTC)(link)
А как ты понимаешь этот термин?

[identity profile] tal-gilas.livejournal.com 2012-03-04 04:57 pm (UTC)(link)
Персонаж с некими гипертрофированными способностями и добродетелями. Из тех, что спасают весь мир в последнюю секунду при обратном отсчете от десяти в обществе блондинки в шортиках и с пистолетом.

[identity profile] ikadell.livejournal.com 2012-03-04 05:02 pm (UTC)(link)
Помилуйте, какой же Холмс мерисью? Или Вы имеете в виду Холмса из сериала? Тогда да, он это.

Мерисью это нарушение принципа зеленого солнца, согласны? То есть, когда не персонаж живет в формате описываемого мира, а мир строится под персонажа. Например, когда Мэрисью, длинноногая девочка с голубыми глазами (и это все, что мы о ней знаем), побивает войско наемников. Она его побивает потому что автор так хочет, и не заморачивается объяснить в формате описываемой реальности, почему так вышло.

С Холмсом в книге не так, а вот в сериале - так. Холмс из книги это сдохнуть умный мужик, и все - а Холмс в сериале может делать гениальные выводы, но может и "внезапно" оказаться в Кувейте в роли палача Той Женщины.

Холмс тоже опаздывает, и фигню порет, и заставляет не того арестовать (ласкар из "Человека с Рассеченной Губой")- а патер Браун просто ходячий принцип. Персонифицированный английский католицизм (http://ikadell.livejournal.com/436282.html?thread=9055546#t9055546).

[identity profile] ikadell.livejournal.com 2012-03-04 05:06 pm (UTC)(link)
Ну что ты, при чем тут добродетели. Мерисью это нарушение принципа зеленого солнца. То есть, когда не персонаж живет в формате описываемого мира, а мир строится под персонажа. Когда Мэрисью, длинноногая девочка с голубыми глазами (и это все, что мы о ней знаем), побивает войско наемников. Она его побивает просто потому что автор так хочет, и не заморачивается объяснить в формате описываемой реальности, почему так вышло. Дева, умеющая их победить потому, что у нее есть ваджра, способная логически переломить исход любого сражения - это не мэрисью.

Мэрисью может открыть ногой дверь в комнату чемпиона мира по гольфу, вызывать его на соревнование, и победить - и не потому что ее мячик в нужный момент подхватит ястреб, которого прямо над ключевой лункой убьет молния - а просто взять и победить, хотя ниоткуда в тексте не следует, что она умеет играть в гольф. Понимаешь логику?

Page 1 of 4