Lyon&Healey, один из главных создателей арф на этом берегу, периодически объезжает большие города, и устраивает концерт, куда зовет местных арфистов, и открывает showroom, где можно подергать всякие струны.
В первый вечер был концерт, где собрались все наши прекрасные девы.
Первой играла Lizary Rodriguez, дивная пламенная пуэрториканка; вылетела на сцену в алом платье и облаке жизнерадостного золотого шелеста, принесла целую кучу испанских и гватемальских современных пьес, частично написанных всякими ей одной известными талантливыми гватемалками - современных на всю голову, с подстуком под деке и всякого рода вывертами, и при этом без какофонии. Сорвала, конечно, кучу восторгов и аплодисмента. У нее довольно своеобразная техника, особенно техника снятия, руки летают как бабочки. Арфа - взрослая пышная Salzedo с огромной декой, пятью золотыми полосами, и совершенно золотым звуком.
Когда она раскланялась и слуга укатил ее арфу, на сцену вышла моя Франциска, вся в сером и черном, прямая и звенящая как шпага, со своей стройной золотой 23Е, безмолвно села к инструменту и выдала совершенно невероятного Моцарта, из тех, для которых на руках должно быть по семи пальцев. Техника у нее все-таки зашкаливает, ни одного лишнего движения - если Лизари движется всем телом, как ива, вместе с мелодией, и ей хочется подпевать, то тут сидишь и дышать боишься, тепла ни на грош, точность снайперская. Частично, конечно, это так воспринималось за счет контраста - о них двоих, как говорил Сюэ Ли, «не может быть разговора в один и тот же день». Во второй части у Франциски была ее собственная аранжировка фуги Франка Сезара (на самом деле, это дуэт, и мы с Лазом играем его в мае) - а она сделала из него некий отвал башки для двух рук. Штука очень интересная, построенная по всем законам фуги (которая, вообще говоря, не для арф задумывалась, и часть удовольствия от этого дела подобна чтению второго порядка - состоит в том, чтобы понять, как автор вывернулся и соблюл правило, не растеряв при этом ни логики, ни красоты). Народу, мне кажется, было немного "поверх головы", я сам не всегда схватывал контекст, хотя только что не с карандашом сидел.
После перерыва вышла Кристен Кенчес, скромная, в сером и с неприметной арфой, сперва с Арабеской (ну нельзя же без хоть одной Арабески и хоть одного Scintillation на арфическом концерте, в самом деле!) - но потом... потом к ней вышла скрипачка, они играли Сен-Санса, и у меня визуальный канал забил все остальные, и ужасно жаль, что нельзя было снять видео. Скрипачка была белокурая датчанка под два метра роста, тощая, сгорбленная, с хищным профилем горгульи, в нежно-розовом, телесного цвета, платье с черными колготками и черными туфлями на трехдюймовке, в каких танцуют танго (у меня такие же были) - она приняла скрипку, вывернулась, как бонсай, и заиграла, прижимая скрипку к подбородку под острым неудобным углом, и перемещаясь довольно много по сцене на полусогнутых ногах. Зрелище было совершенно невозможное, и Сен-Санс - это была Фантазия, прошу заметить, а не обычные его нежные гармоничные построения - ложился в этот образ со щелчком, как батарейка в камеру.
После вышла Фелис Померанц, наша единственная джазовая арфистка, автор множества книг с названиями вроде "Free from the page", забияка и сорвиголова, знаменитая тем, что во всех смыслах пишет поперек любой линованой бумаги
Вот они все, прекрасные.

Назавтра с утра всем, кто знал, куда идти, давали потрогать всяческие арфы, я конечно примчался при первой возможности. Оказалось, что привезли они не так много, зато по всему спектру: от леверсных малышей до педальной электрической (назначение которой мне непонятно до сих пор).
Из интересного: малютка Чикаго, внезапно, ужасно славная, чистый красивый тон, не понимаю, почему Франциска ругается. Серебра в ней почти нет, но арфа очень годная, очень звонкая, то что надо, например, для подростка в качестве первой педальной. На этой фотографии на ней играет бабушка на заднем плане. Мне ужасно понравилась.

Разговорился с хозяином, похвалил крошку в терминах: чего их ругают, они отличные, на что он вздохнул в ответ: ругают их старшую модель, а им уж по касательной достается. Что имеет смысл - полнострунная Чикаго (которая Chicago 40) действительно
Привезли несколько Salvi (на переднем плане на предыдущей фотографии), которых любят за спокойную надежность тона: красивая арфа, серебра никакого, отзвуки вместо резонанса. Наши 23Е в этом смысле совершенные принцессы - сегодня она ластится, осыпает тебя серебром и содрогает своды, а назавтра брякает как обиженная кастрюля и иди отсюда, чувак, я тебя не знаю. А Salvi как кассовый аппарат: сколько выдашь, столько и получишь
И привезли целую мне прежде неизвестную серию совершенно обалденных арф Style.
Style 30 Мahogany - прелесть, очень звонкая, очень нежная, серебра хороший минимум, тон очень сильный.

Style hundred bronze я не мог отпустить 20 минут. Совершенно потрясающий инструмент, очень глубокий звук, вся пронизанная золотом как клен по осени, самая теплая арфа, которой я когда-либо касался, выдает сразу каскад, резонирует как купол Нотр-Дам. Я нарезал около нее круги как кот вокруг клетки с попугаем, повторяя как заклятье, что две арфы одному Дэлю незачем, что у нас нет лишних тридцати тысяч, что ты, в конце концов, не свободен, дома ждет прекрасная Сильметанта, которая тебе при следующей встрече за такие расклады пальцы переломает и права будет.
Вот она, irima laurenya, на переднем плане:

На заднем плане Salvi, на вид прекрасная как серебряный рассвет над Альквалондэ, а внутри пустая как консервная банка, привязанная к кошачьему хвосту.
Особо были выставлены Style 2000 charcoal electric - звук отличный, заткнуть невозможно, зачем в мире нужна педальная электроарфа, не понимаю до сих пор. Их же леверсная двадцатиструнная крошка, вроде той, что у Хэлависы и у Harp Twins, по крайней мере, понятна - с нею прыгают по сцене и вторят электрогитаре и если меня когда-нибудь занесет в рок-группу, непременно такую куплю.
А вечером был концерт Джулии Филипс, на который я, как профессор Преображенский, успел только ко второму отделению (на те самые пресловутые Scintillation) - но это была уже
В целом это было прекрасно, тихо надеюсь, что правило насчет "никогда второй раз в одном городе" это не гейс - очень хотелось бы видеть их снова. Если в вашем городе такое случится, рекомендую - это бесплатно, и довольно занятно даже для тех, кто сам не арфист.