В нашем музее изящных искусств выставка Хокусая - они бывают раз где-то в шесть лет, когда музейные сговариваются с народом в нескольких других местах, привозят какие-то работы и, вздохнув, вытаскивают всякое из запасников.

Почему вообще они не держат в восточном крыле постоянной экспозиции, а сидят на сундуках как тот рыцарь, науке неизвестно, но когда нарисовывается выставка, идти надо непременно. Мы туда угодили на длинный выходной - в понедельник всех местных пускали задаром, поэтому мы решили просочиться в воскресенье, чтобы не смыло. Спойлер: смыло всё равно, но в понедельник было бы хуже.

Логика была как обычно: вот Хокусай юный, формирующийся, вот переименовавшийся, осознающий себя и перспективу, вот ученики, вот волна и зал про нее.

Мы проскочили первый зал, потому что это единственная разумная тактика, когда народ впускают группами по полчаса: пока они там висят, наслаждаешься полупустыми залом номер два, задача бежать на один шаг быстрее лавины, а после возвращаешься в опустевший первый. Это сработало, но до определенного предела: у нас все-таки чертовски культурный город.

Во второй зале обнаружилась прелесть. Это аналог пастушки Фрагонара: сборщицы хвороста считались, как оказалось, существами романтическими. Извините за обрезанный свиток - иначе подобраться было невозможно.
Вон у нее цветущая веточка из хвороста торчит. И одежек три слоя, причем верхняя еще и расшита цветами - как есть пастушка в белом кружевном платье и чулочках с ленточками. Кавай несусветный.



Дева-капитан - описание утверждает, что она замужняя и с детьми, потому что у нее сбриты брови. Возможно; но мне кажется, она просто крутой чувак.




Дальше было еще лучше. Портрет девы, которая готовится к концерту: на коленях сямисен и песенник с шишиго-що (и если приглядеться видно, что там 7-5-7 слогов, а не 5-7-5, как в нормальном хайку - будем честны, это обстоятельство я знаю из описания). На лице напряженная работа мысли, потому что как это дело уложить на стандартный размер известной мелодии, которая писалась под 5-7-5, не очень понятно.
Посмотрите сами. Думаю, что всякий музыкант, которому в руки в первый раз попала нетривиальная партитура, выглядит примерно так…



Комментарий к картине: девушка, видимо, тоскует о покинувшем ее возлюбленном… действительно, какие еще могут быть заботы у девушки?

В общем, теперь у нас новый мем.
— Ты ведь кошку ужином кормил?
— Да, с полчаса назад.
— Интересно, чего она орет.
— Видимо, тоскует о покинувшем ее возлюбленном.

Объяснение на все случаи жизни.

Мне кажется все-таки, что это дева пришла купить рыбы, а не эти двое задумали кровавое преступление, как можно было бы предположить по выражениям лиц. Хотя вон омар не согласен и подозревает всякие ужасы. Впрочем, что ему, красному, то есть, уже вареному, терять, не знаю.



Вот эта была чудесная, совершенно, я перед ней минут 15 провисел - а фотография не удалась вовсе:




Курящие паломницы:




Очень интересный триптих про открытие после ремонта какого-то дома увеселений - это на самом деле три гравюры бок о бок, но я не знаю способа так выложить фотографии - а если свести в одну выходит мелко и деталей не разглядишь.

Огромные бочки с сакэ за загородкой - им явно актуально.




Я не очень понимаю, что один чувак делает с запястьем другого. Обратите внимание, дева над чайником явно читает газету:



Над ней алтарь с дарумками а слева - бирки с разными услугамИ.


Тут явно готовят еду и варят сласти; интересно что это такое квадратное заказывает девушка.




Отдельно выставили работы учеников - прямо скажем, мастер лучше - но там была очень интересная и странная картина дочери Хокусая (Кацушика Ои), которую мы прежде не видели: на музыкальных инструментах играет трио, в реальной жизни невозможное - горожанка среднего достатка, гейша и куртизанка не весьма высокого полета. Я не знаю, что хотел сказать автор, и комментаторы тоже, если честно, не знают, хотя хорохорятся.




Волне был посвящен отдельный зал: она скромно ютилась на одной из стен, а все остальные занимали произведения по мотивам. В самой середине возвышалось очень подробно и тщательно собранное из Лего каким-то японским мастером трехмерное ея изображение.



Прочие произведения были такого свойства, что я, признаться, пригнувшись, проскочил, а вот конструкцию мы рассмотрели, и увидели в частности один интересный момент.

Я доселе был уверен, что, во-первых, там две лодки, и во-вторых, ни у одной нет шансов. Но после разул глаза, осознал где у каждой из них корма, и врубился, что они на самом деле все направляются в обратную сторону.
С волнами художники вообще обходятся довольно безжалостно, вон Тёрнер, в целом весьма нами любимый, устраивал совершенное с точки зрения физики безобразие, а тут всё скорее точно - и удивительно, но скорее всего все три выберутся.




Делайте со мной что хотите, но у Хокусая я ничего не знаю прекраснее его слонов.



Это куртизанка, изображенная в виде бодхисаттвы. Какая разница, оцените слона...


В последней зале были изломанные с выпученными глазами актеры кабуки, которых [livejournal.com profile] sciuro не любит, но мне понравилась рыба и способ, каким изображены невидимые духи: он их просто не раскрасил.




Отдельно оцените чертей - их там был целый зал.
Все-таки японская нечисть это совершенно особенное что-то.




Дева с девятью тарелками - очень ее любим.




А это, оказывается, призpак отравленной жены с растворившейся от яда нижней челюстью. Странно, кислотой он ее травил, что ли...




Брошенная негодяем супруга воет на болотах на луну.




Ведьма, ага.




Этот просто подглядывает ночью из-за полога. От него больше ничего не требуется...




Каталог выставки не покупайте - дурные иллюстрации, мутные комментарии и невозможная совершенно бумага. Я наш котятам на работу снёс, там с голодухи чего не полистаешь.

 
Notio: вжух
21 June 2023 ; 06:37 pm
 
 
( )
From:[identity profile] alla-hobbit.livejournal.com
Date:2023-06-21 11:12 pm (UTC)
(Link)
Волна да, нереально прекрасна и столь же нереально безжалостно растиражирована.
А там, где трио - кто из есть кто?
Почему все девы и дамы с абсолютно одинаковыми лицами? Меня этот вопрос давно интересовал, а тут прям вот совсем наглядно-наглядно.
Слон - о даааа! :)))
(Reply) (Thread)
From:[identity profile] ikadell.livejournal.com
Date:2023-06-22 05:49 pm (UTC)
(Link)
Слева (то есть, если смотреть с нашей стороны, то справа) горожанка - она одета скромнее всех, на смычковом инструменте играет гейша, а спиной к нам, с кото - куртизанка.
Насчет лиц в точности не скажу, но, как мы помним из Гэндзи-моногатари "должно быть, все прекрасные люди похожи друг на друга". Кстати, мне лично не кажется что те двое, которых мы видим (куртизанка только со спины) как-то особо похожи.

Edited 2023-06-22 06:01 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From:[identity profile] maiorova.livejournal.com
Date:2023-06-21 11:31 pm (UTC)
(Link)
Надо же, Ои какая... Не думала.
(Reply) (Thread)
From:[identity profile] ikadell.livejournal.com
Date:2023-06-22 05:49 pm (UTC)
(Link)
Я про нее толком и не слышал ничего до этой выставки (о пользе просвещения).
(Reply) (Parent)
From:[personal profile] borisk
Date:2023-06-22 12:56 am (UTC)
(Link)
При взгляде на госпожу капитану с веслом почему-то вспоминается Миямото Мусаси и его дуэль с деревянным мечом.

Чуваку на тротуаре перед весёлым домом по-моему делают точечный массаж. Очень характерные точки на перепонке между большим и указательным пальцами и на третьей костяшке безымянного.

PS А слон прекрасен. Дайте мне столько сомы и я буду столь же доволен собой. Наверное.
(Reply) (Thread)
From:[identity profile] ikadell.livejournal.com
Date:2023-06-22 05:54 pm (UTC)
(Link)
Ну, она из весла бокенов резать не станет, мне кажется, а просто уконтрапупит противника между глаз, и весь разговор.

Согласен, кстати, с версией про точечный массаж - я в нем толком не разбираюсь, но погуглил, и похоже на правду.

Слон это какой-то совершенно отдельный способ организации облаков, мне кажется. На основе кошки...
(Reply) (Parent)
From:[identity profile] next-friday.livejournal.com
Date:2023-06-22 01:48 am (UTC)
(Link)
Кто ж не любит деву с тарелками!!!

Я сейчас жалею что не дошел до Хокусая в Токио.
(Reply) (Thread)
From:[identity profile] ikadell.livejournal.com
Date:2023-06-22 05:15 pm (UTC)
(Link)
Каааак! Там же еще небось завернутую птаху и розового слона показывали, и четырёх куртизанок в образе четырёх поэтов в древности!

Ну ты понял, теперь тебе придётся вернуться…
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From:[identity profile] spamsink.livejournal.com
Date:2023-06-22 01:48 am (UTC)
(Link)

Такое всегда бывает с облачными слонами.

(Reply) (Thread)
From:[identity profile] ikadell.livejournal.com
Date:2023-06-22 05:16 pm (UTC)
(Link)
Такое бывает со слонами только у Хокусая. Слонов в таких складочках и с когтями я лично больше не видел нигде.

А ещё у него есть совершенно потрясающий розовый слон, который лежит свернувшись, как кошка. Это просто несравненно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From:[identity profile] darum.livejournal.com
Date:2023-06-22 01:57 am (UTC)
(Link)
Двое на рыбном рынке просто прекрасны. Там и у рыбы тоже выражение лица соответствующиее.
(Reply) (Thread)
From:[identity profile] ikadell.livejournal.com
Date:2023-06-22 05:18 pm (UTC)
(Link)
Да там у всей тусовки явно сложные отношения японских придворных….
(Reply) (Parent)
From:[identity profile] alexanderr.livejournal.com
Date:2023-06-22 02:59 am (UTC)
(Link)


очень интересно, спасибо

почитал биографию в википедии

там написано, что волна это из цикла работ 1829-1832 года,
а родился он в 1760. т.е. самая известная работа была сделана им в 70 лет?
я думал, так не бывает
(Reply) (Thread) (Expand)
From:[identity profile] ikadell.livejournal.com
Date:2023-06-22 05:47 pm (UTC)
(Link)
Он всем нам внушает надежду и служит примером:)

Тут еще помогает то обстоятельство, что когда тебе 70 ты уже всех в гробу видал по части пытаться соответствовать чьим-то ожиданиям...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From:[identity profile] tal-gilas.livejournal.com
Date:2023-06-22 05:34 am (UTC)
(Link)
Мне тоже казалось, что там две лодки! Вот что крест животворящий объемное изображение делает...

В принципе, если такое будет выглядывать ночью из-за полога, оно и правда может не делать уже больше ничего.
(Reply) (Thread)
From:[identity profile] ikadell.livejournal.com
Date:2023-06-22 05:55 pm (UTC)
(Link)
Вот да, по обоим пунктам:)
(Reply) (Parent)
From:[identity profile] 2-kopeiki.livejournal.com
Date:2023-06-22 06:03 am (UTC)
(Link)
"интересно что это такое квадратное заказывает девушка"
Она не заказывает, она кадр выбирает. Потом в Facebook поместит...
(Reply) (Thread)
From:[identity profile] ikadell.livejournal.com
Date:2023-06-22 05:56 pm (UTC)
(Link)
Такое укиё-э - кадр без кадра. Очень дзенская затея...
(Reply) (Parent)
From:[identity profile] timur0.livejournal.com
Date:2023-06-22 06:34 am (UTC)
(Link)

Бумага на свету выгорает, поэтому крайне редко выставляют в постоянной экспозиции. Обычно хранится в запасниках и периодические выставки.

(Reply) (Thread) (Expand)
From:[personal profile] nicoljaus
Date:2023-06-22 06:50 am (UTC)
(Link)
И это верно не только для бумаги ))
(Reply) (Parent)
From:[identity profile] altana.livejournal.com
Date:2023-06-22 10:23 am (UTC)
(Link)
Как круто! Слон)))

а кто из трёх дам девушка приличная?

с возлюбленным, конечно, "хорошая версия, многое объясняет"!
(Reply) (Thread)
From:[identity profile] ikadell.livejournal.com
Date:2023-06-22 05:59 pm (UTC)
(Link)
Вот скажи?
Горожанка скромнее всех одета, с лютней (если я правильно читаю).
(Reply) (Parent)
From:[identity profile] anatol-olegych.livejournal.com
Date:2023-06-22 03:00 pm (UTC)
(Link)

Да, каталог так себе. Зато в магазине немыслимо прекрасное издание тридцати шести видов Фудзи (которых на самом деле сорок шесть) изд-ва Taschen — в натуральную величину, со сложенными вдвое страницами, прошитое белыми толстыми нитками (оказывается, это называется Yotsume Toji), с комментариями, цветовыми вариантами и т.д. В толстой, шелком обклеенной обертке, которую можно вывешивать, как свиток. Можно рассматривать часами, обнаруживая замечательное, вроде совершенно одинаковых лошадей с совершенно одинаково отставленными ногами.



Edited 2023-06-22 03:13 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
From:[identity profile] ikadell.livejournal.com
Date:2023-06-22 05:12 pm (UTC)
(Link)
Даа, у нас такой есть (правда из другого источника)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From:[identity profile] e2pii1.livejournal.com
Date:2023-06-22 04:10 pm (UTC)
(Link)
Замечательный отчёт !

Вспомнился с какой-то выставки японский художник-монах, проживший лет 80, рисовал картины разные красивые, а под конец просветлился и нарисовал картину "круг, квадрат и треугольник" - лет за 150-200 до Малевича !

(Reply) (Thread)
From:[identity profile] ikadell.livejournal.com
Date:2023-06-22 06:00 pm (UTC)
(Link)
Спасибо!
Это что за монах, как звали? Я не слышал этой истории
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From:[identity profile] dimas.livejournal.com
Date:2023-06-22 08:16 pm (UTC)
(Link)

Спасибо большое!

(Reply) (Thread)
From:[identity profile] ikadell.livejournal.com
Date:2023-06-23 07:03 am (UTC)
(Link)
My pleasure indeed
(Reply) (Parent)
From:[identity profile] baru-hashem.livejournal.com
Date:2023-06-23 10:45 am (UTC)
(Link)
Дэль, спасибо вам, что пишете про такие вещи. И за то, как вы про них пишете )

Мне всегда казалось, что две лодки успеют уйти, а самая ближняя нет
(Ушла искать изображение розового слона)
(Reply) (Thread) (Expand)
From:[identity profile] ikadell.livejournal.com
Date:2023-06-23 02:55 pm (UTC)
(Link)
Рад слышать:)

Слона нашел, вот
Image

Edited 2023-06-23 02:56 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From:[identity profile] petro-gulak.livejournal.com
Date:2023-06-24 07:43 pm (UTC)
(Link)
Обожаю такие штуки, где контекст очевиден современникам, а нам - только из комментариев.
(Reply) (Thread)
From:[identity profile] ikadell.livejournal.com
Date:2023-06-24 08:33 pm (UTC)
(Link)
О да:)
(Reply) (Parent)
From:[identity profile] marmir.livejournal.com
Date:2023-06-25 07:05 pm (UTC)
(Link)
О! Мне тоже эти работы очень европейское рококо напомнили!
А в зале, где по центру Лего, в одном из дисплеев был Царь Салтан иллюстрированный Билибиным, где волна просто хакусайская.
Тоже надеюсь, что они наконец сделают постоянную экспозицию, всё таки у нас, кажется, самая большая коллекция японцев вне Японии.

А, если не понятно - я та Маша, у которой был бук клаб по Мураками :)

Edited 2023-06-25 07:06 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
From:[identity profile] ikadell.livejournal.com
Date:2023-06-25 08:04 pm (UTC)
(Link)
Оу, Билибина я проморгал вовсе: там была такая стремная дева, что я удирал, как таракан от брошенного ботинка.

О, привет! Теперь узнал:)

Edited 2023-06-25 08:06 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From:[identity profile] e2pii1.livejournal.com
Date:2023-07-06 05:01 pm (UTC)
(Link)
Вот тоже в своём роде "Fine arts"(modern, abstract :-) - некоторые новые пополнения в коллекцию "engrish":

Image

Ваше, массачусетское:
Image

Image

mystic_sense_of_unity / all_you_need_is_you
Image

Image

(Reply)
From:[identity profile] e2pii1.livejournal.com
Date:2023-08-04 10:20 pm (UTC)
(Link)
This rare female painter in Edo Japan was ‘coveted’ for her exquisite ink paintings:
https://edition.cnn.com/style/kiyohara-yukinobu-kano-painter-untold-art-history/index.html

... (At both the Metropolitan Museum of Art in New York and the Museum of Fine Arts Boston, which each have a handful of her works, for example, none are currently on view.) ...

(Reply) (Thread)
From:[identity profile] ikadell.livejournal.com
Date:2023-08-05 07:06 pm (UTC)
(Link)
Спасибо, очень интересно!
Я действительно ни у нас, ни в Мете не припомню ничего подобного
(Reply) (Parent)